Казалось бы, деление занятий на «мужские» и «женские» в XXI веке выглядит как минимум странно, и все же... Все же многие недоумевают, когда видят женщин, занимающихся традиционно мужскими видами спорта — например, триатлоном. Что заставляет их делать такой выбор? И что помогает им оставаться женственными и совмещать изнурительные тренировки с заботой о семье и успешной карьерой?
Ставить цель и побеждать — задача мужчины. Такое мнение было распространено по всему миру на протяжении веков. В современном обществе ситуация меняется: с 1908 года женщины официально участвуют в Олимпийских играх, показывают высокие результаты, побеждают и от этого не превращаются в плохих жен и матерей. Добиваться поставленных целей и не ограничиваться «исторически сложившимся набором обязанностей» стремится все большее и большее число женщин.
Так, к примеру, количество участниц триатлона за последние три года, согласно статистике организатора соревнований по триатлону в России Ironstar, увеличилось на 300%. Причин тому несколько:
- желание поддерживать себя в хорошей форме, чтобы подготовиться к старту соревнований,
- общее увлечение с партнером,
- способ перезагрузиться и переключить внимание с рабочих и бытовых проблем на спорт,
- возможность завести новые знакомства,
- альтернатива профильному спорту (для бывших профессиональных спортсменок).
Мы поговорили с тремя триатлетками о том, как они пришли в этот спорт и почему в нем все больше женщин.
«В меня никто не верил, но я просто не могла этого не сделать»
Гуля Салихова, триатлетка, мать троих детей, жена сооснователя Ironstar
Psychologies: Что заставило вас выбрать спорт, в котором исторически доминировали мужчины?
Гуля Салихова: Я никогда не задумывалась о том, кто доминирует в этом спорте. Да, нагрузки тяжелые, но я не сразу к ним пришла. Сначала был велосипед, на котором я объездила разные страны не по туристическим маршрутам. Потом в моей жизни неожиданно появился бег: я увидела, как бегут на Московском международном марафоне Мира (с 2013 года — Московский марафон. — Прим. ред.) и на адреналине пробежала дистанцию с двухмесячным сыном в коляске (без регистрации и номера участника). После этого я поняла, что надо тренироваться, и начала бегать по лесу и в фитнес-клубе.
Потом я родила второго ребенка и дала слово мужу, что пробегу марафон. Мне совсем не хотелось выполнять обещание, но пришлось, и я начала тренироваться, продолжая кормить ребенка грудью. Когда сыну было 11 месяцев, я пробежала марафон в Дубае. После этого было несколько стартов в эстафетной команде, а дальше я переключилась на плавание, решив попробовать себя в триатлоне. Плавать я не умела и боялась, но поскольку я люблю пробовать то, что страшно, снова дала слово мужу, что научусь. Через восемь месяцев я проплыла половину стандартной триатлонной дистанции.
Таким был мой путь к триатлону. И хотя этот спорт требует серьезной подготовки, отдельные дисциплины — бег и велосипед — я до сих пор считаю по-настоящему женскими видами спорта.
Стрессовые физические нагрузки повлияли на ваш организм? Вы ведь кормили дочку во время прохождения самой тяжелой дистанции?
Я очень боялась потерять молоко, но спорт не бросала, а следила за самочувствием ребенка и своим. Всех детей я кормила долго и тренировки не отменяла.
Почему, на ваш взгляд, все больше женщин идут в триатлон? Завоевывать и достигать — исторически сложившиеся мужские черты...
Я уверена, что и в женском сознании заложено стремление достигать, а спорт — самый простой способ его удовлетворить, нужны лишь дисциплина и упорство. Поставил цель — достиг, поставил следующую. И так до грани возможного. Казалось бы, как можно пробежать марафон после 180 км велосипеда? Мне было очень интересно узнать, каково это. В меня практически никто не верил, но я просто не могла этого не сделать.
«Эти гонки на выносливость — буквально символ моей жизни»
Мария Колосова, мать четверых детей
Psychologies: Вы пришли в триатлон в 45 лет. Почему выбрали именно этот спорт? Это была попытка доказать что-то себе или окружающим?
Мария Колосова: Я всю жизнь занималась психологией высоких достижений, а спорт оставался единственной областью, в которой я была полным нулем. Я не то что плавать не умела — даже зарядку не делала. Я строила бизнес и занималась воспитанием детей, и как раз сын однажды принес мне книгу про триатлон. Прочитала ее и поняла, что эти гонки на выносливость — буквально символ моей жизни. Мне было важно не только проверить саму себя на стойкость характера и выносливость, но и понять, насколько мои знания о высоких достижениях совпадают с реальностью.
И оказалось, например, что, когда речь идет о целях и высоких достижениях, между женщинами и мужчинами нет особых различий. Психология постановки целей, выводящих нас за границы комфорта, и процесс движения к ним абсолютно одинаковы у обоих полов.
Мне всегда было интересно проверить свой потенциал и понять, есть ли границы у моих возможностей, поэтому я серьезно занялась триатлоном. Но это только мой путь — других женщин в этот спорт приводят самые разные причины: желание побороть ощущение нереализованности, стремление прийти в идеальную физическую форму, встать на один уровень с мужчиной или просто заменить триатлоном и подготовкой к старту какую-то сферу своей жизни.
Как вы совмещали занятия триатлоном, семью и бизнес? И как на ваше новое увлечение реагировали окружающие?
Я очень организованный и мотивированный человек и могу добиваться результатов сразу в нескольких видах деятельности одновременно. Совмещать семью, бизнес и спорт, конечно, всегда было сложно, но я до сих пор продолжаю тренироваться по
Дети реагировали на мое увлечение по-разному, но в целом они гордятся мной и поддерживают. Они видят хороший пример и уже следуют ему — у всех моих детей есть серьезные спортивные увлечения, и они стараются все успевать.
Как вы относитесь к делению спортивных дисциплин на женские и мужские? Например, танцы — для девочек, бокс — для мальчиков.
Я никогда не делила увлечения на мужские и женские: главное — чего хочет сам человек, в чем он видит свое призвание. Например, моя младшая дочь — красивая блондинка с голубыми глазами — обожает играть футбол и профессионально занимается псовой охотой. Я прекрасно знаю, что сама многое в триатлоне делаю «как девочка», и остаюсь женственной, чем бы ни занималась. И в этом мое преимущество.
«Жизнь одна, и стоит заниматься тем, что нравится»
Анна Рулевская, спортсменка, триатлетка, мать троих детей
Psychologies: Зачем женщины бросают себе вызов — выдерживать сверхнагрузки на серьезных триатлонных стартах?
Анна Рулевская: Мне кажется, общепринятые нормы «женщина — это семья, дети, дом» остались в прошлом. Многие женщины стали наравне с мужчинами занимать топовые позиции на работе — так почему бы им не проявить себя в спорте? Тем более что для женщины спорт — это способ следить за здоровьем и фигурой, сохранять «светлую» голову и психологическую стабильность, время от времени переключая внимание на тренировки.
У каждой из нас — своя история прихода в триатлон, но, думаю, немаловажную роль играет динамика этого спорта, а еще — красивая экипировка и уникальное сообщество целеустремленных людей.
Деление дисциплин на мужские и женские сегодня устарело?
Уверена, что да. Лично я никогда не буду против, если сын выберет заниматься танцами, а дочь — велоспортом. Если есть талант в «нехарактерном для пола» виде спорта, не надо останавливаться и подстраиваться под правила, которые кто-то когда-то придумал. Жизнь одна, и стоит заниматься тем, что нравится.
Источник: Psychologies