"Я пришел в триатлон, когда мне было 16 лет – в 1998 году. До этого я плавал на профессиональном уровне. В триатлон попал случайно: я катался на старом велосипеде «Турист», в котором нужно было починить некоторые детали. И ребята-триатлеты, с которыми я плавал, предложили прийти к ним на базу для ремонта. Ну и так все закрутилось.
В тот момент в России никто не знал, кто такие триатлеты – думали, что мы бегаем на лыжах и стреляем. Любителей не было, а в элите — человек 20.
У меня были разные периоды в триатлоне. Например, я раза четыре бросал спорт, потому что мне казалось, что нужно учиться или зарабатывать. Во время учебы в педвузе (Сергей – дипломированный педагог по физической культуре) триатлон отошел на второй план: денег это не приносило, а траты были существенными. Даже сейчас триатлон приносит деньги только единицам – найти спонсорство сложно. Рядовые спортсмены со званием МС имеют небольшую зарплату, на которую нельзя прокормить семью".
Как я быстро скинул вес и подписал договор с pro-клубом
В 2005 году я ушел из активного спорта: двигался, но немного. Параллельно работал на стройке инженером ПТО. А в 2008 году меня позвали в школу. Мне очень нравится работать с детьми. Хотя и там платили смешные деньги — в районе семи тысяч рублей.
В 2009 году друг Антон Чучко предложил мне попробовать погонять в профессиональном клубе во Франции. Это очень мотивировало меня заняться собой: тогда я весил более 100 кг. Во время подготовки сидел на жесткой диете (отказался от мучного и сладкого), похудел до 78 кг (терял по килограмму каждую неделю) и много тренировался. Набрал форму, и в конце года мы с Антоном приехали в курортный город на Бискайском заливе — Ла-Боль.
У меня есть особенность: при большой нагрузке начинает болеть бок, что отражается на беговом этапе. На квалификационной гонке из-за этого я занял 10-е место и очень расстроился. Но менеджер нашел мне команду из второго дивизиона. (Во Франции триатлеты делятся на разные дивизионы: D3 – любители, D2 – нечто среднее между любителем и элитой, D1– профессионалы).
Контракт с pro-клубом продлился три года. С марта по октябрь я жил и тренировался в Сен-Жан-де-Мон: тогда во Франции за год было примерно 20-25 гонок. Я даже не успевал ездить на все, потому что в один выходной в разных регионах может пройти от 3 до 6 соревнований по триатлону. Причем выплачивали призовые. Но после 2013 года я очень устал и на три года ушел из триатлона в бизнес.
Про лишний вес и травмы
В 2016 году Андрей Задорожный позвал меня в команду Temp. Я пришел, потому что мне хотелось работать тренером.
В тот момент я снова набрал вес до 120 кг. Один из учеников подарил мне слот на IRONSTAR 113 в Сочи. Подготовиться не успел, поэтому перенес старт в Казань (тоже на половинку). Там я упал на велосипеде – сломал ребро, но во время бега еще не знал об этом: меня обгоняли все, но из пяти часов удалось выйти. Я вспомнил, какой это кайф.
Поэтому в 2018 году решил,что возвращаюсь. Понял, что не могу больше без триатлона. Через полгода я сделал «железку» IRONSTAR. Новичкам так точно делать не надо: я подготовился всего за три месяца.
У меня были травмы, которые связаны с весом, например, воспаление надкостниц. Но при этом я четко понимал, что воспаление пройдет, если сбросить вес. Или рвались икроножные мышцы. Консультировался у многих специалистов, делал и МРТ, и УЗИ – причин не находилось. Просто происходило напряжение, спазмирование и разрыв. Врачи советовали или тренироваться аккуратно, или заканчивать. Поэтому нагрузку давал постепенно.
Ради чего люди приходят в триатлон?
Сложный вопрос. У каждого свое. Для меня триатлон – любовь всей жизни. Я бросал его четыре раза и возвращался, потому что не могу без него. Тот же велосипед: за границей я могу часами не слезать с него и кайфовать. Для многих это новый вид туризма. Кто-то хочет разнообразия: лишний вес есть, а спортзал надоел. Кто-то хочет что-то доказать себе или другим. И да, есть те, кто приходит, потому что тут классная тусовка и это модно. Но это вид спорта, в котором надо пахать. Многие в итоге остаются, потому что им это нравится.
«Приходится объяснять мужчинам, что за один день триатлон не сделать»
Преодолевать триатлон с наскока больше характерно для мужчин. Девушки гораздо спокойнее: у них нет такого «Я хочу завтра сделать IRONMAN». И готовятся они дольше. А вот мужчины хотят и триатлон, и потом еще марафон. Вот тут приходится объяснять, почему так делать не нужно.
Я с большим уважением отношусь к любителям спорта: энтузиазм – это круто. Но у многих еще нет такого здоровья, чтобы перенести нагрузку. Я на «железке» выжимаю из себя максимум и еще месяц восстанавливаюсь. Многие любители делают дистанции по фану и восстанавливаются быстрее.
Любителям в кайф переносить это, они готовы терпеть. Но дистанции в триатлоне между собой отличаются очень сильно. Полный триатлон большинство делает на грани возможного: ты до 16 часов в постоянном психологическом напряжении. «Олимпийка» и спринт отличаются. Но если у вас нет задачи побить рекорд или обогнать кого-то, то они легко переносятся психологически и есть удовольствие.
Типичные ошибки новичков в триатлоне
Плавать одному. Я такое никому не рекомендую из соображений безопасности.
Всегда должна быть подстраховка и буй (в идеале), особенно, если вы не знаете водоем.
Гнаться за скоростью. Часто любители смотрят на соседа и берут скорость, которая для них слишком высока. Организм пытается выровнять это, в итоге скачет пульс. Многие из-за этого быстро заканчивают гонку. Нужно получать удовольствие, а не добегать и падать.
Велосипед: лихачить там, где это не нужно. Например, тренироваться на оживленных трассах. Я сам катаюсь по московской трассе, но прижимаюсь максимально в бок. Велосипед – опасный вид спорта.
Мне самому иногда страшно кататься. Но я вынужден так тренироваться, так как в Ярославле нет мест. Не смоторя на мой большой опыт, один раз я чуть не столкнулся с грузовиком. Решил, что буду кататься с сопровождением. В Москве более менее можно тренироваться в Кленово и Крылатском.
Совет: начинайте спокойнее. Пусть это будет более долгий тренировочный процесс, но так правильнее. Плюс, чем больше опыта, чем больше гонок, тем будет лучше ваша техника – не нужно ждать от себя высоких результатов сразу. Первый старт – это просто опыт и понимание, как все происходит.
Как я занял 1 место в абсолюте
Самый запоминающийся старт: IRONSTAR 226 SOCHI 2018 года, где я занял первое место в абсолюте. Это был мой первый полноценный Iron, возвращение в триатлон. Я видел много гонок, в том числе Гран-при. Я был в приятно шоке от высокого уровня проведения соревнований IRONSTAR.
После 20 км на беге я уже ничего не помню. У меня был большой отрыв от соперников, где-то полчаса. Меня догоняли сзади. Я хотел добавить, но не было сил – начались судороги, переходил на шаг. Поддержала жена: «Не бросай, дойди!». И я дошел.
Про "фейлы" на стартах
Конечно, у меня были фейлы, особенно в начале карьеры. Помню, на ЧМ в Нижнем Новгороде была жара, которую я плохо переношу. Я сошел, а через пять минут ходьбы уже чувствовал себя хорошо. Долго об этом жалел. Тогда пообещал себе, что не буду сходить даже в критических ситуациях.
Во Франции я упал, сломал ключицу, но добежал-доехал, потому что я себе пообещал. Даже попал в топ-3. Тогда я был на зарплате, у меня были призовые. Сейчас считаю, что это неправильно: если есть риск для здоровья, надо сходить.
Когда гонку нужно заканчивать
Гонку всегда нужно заканчивать, если есть угроза здоровью. Я часто объясняю, что любители-спортсмены делают триатлон не ради медали или призовых. Спортсмены, которые на контрактах, финишируют с царапинами, после падений и не только – но это их работа. Им платят за это зарплату.
Гонок будет миллион. В прошлом году мой ученик потерял сознание за 300 м до финиша. Его увезли на скорой с обезвоживанием. При этом я писал ему план, где был четко прописан пульс, который нельзя нарушать, иначе возникнет опасность. В конце его кто-то обогнал, и он решил зарубиться... Не нужно пытаться сделать из себя героя: для тебя это фан. Лучше спокойно финишировать, чем уехать на скорой.
«Глупо бросать триатлон после неудачной гонки»
Как я общаюсь с учениками, которые из-за неудачной гонки хотят бросить триатлон? У каждого все индивидуально. Иногда в моменте важно поддержать и рассказать, что в этом нет ничего страшного. Кого-то можно постебать. У меня самого было очень много падений. Если ты занимаешься спортом, они обязательно будут.
Из любого фейла нужно сделать выводы. Забивать из-за того, что ты упал, странно. Мой тренер говорит так: «Если ты не умеешь падать на велосипеде, значит, ты не умеешь катать». Но это такой вид спорта. Если есть страх падения, лучше не начинайте.
Не финишировать – это нормально. Сошел в Казани – заявись в Калининград. Основная задача спортсмена – сохранить здоровье. Понятно, что неприятно получать травму или испортить экипировку. Но пусть это не будет поводом бросать триатлон.
Я, например, очень волнительный – перед гонкой могу и не спать. Поэтому в голове проигрывать разные сценарии. Но пока ни один из них не случился. Нужно быть готовым к любым обстоятельствам, поэтому я прокручиваю в голове разные вещи. Главное, не ехать мысленно в голове, иначе можно перегореть перед стартом.
Почему триатлон доступен каждому
Если вы физически активны, то от спринта получить удовольствие реально. Это нетяжело. У меня есть ученики, которые даже на половинке плыли брассом и получали удовольствие. Просто нужно поставить себе цель — уложиться в лимит и получить удовольствие.
"Железными" становятся не на гонке, а до нее. Люди проходят длинный путь к Ironman: часто это — рутина по расписанию. Но и это может приносить удовольствие, когда ты преодолеваешь себя и выполняешь задания, которые на первый взгляд казались сложными.
Автор: Екатерина Гаранина